ПАМЯТКА «КАК НЕ БЫТЬ ВОВЛЕЧЕННЫМ В КОРРУПЦИЮ»

04.07.2019

ПАМЯТКА «КАК НЕ БЫТЬ ВОВЛЕЧЕННЫМ В КОРРУПЦИЮ»

ПАМЯТКА

 

«КАК НЕ БЫТЬ ВОВЛЕЧЕННЫМ В КОРРУПЦИЮ»

 

 

Данная памятка разработана в целях исключения и профилактики проявлений коррупционного характера в отношении государственных гражданских служащих при осуществлении ими своих должностных обязанностей.

1.     Недопустимость коррупционного поведения на государственной гражданской службе и совершения коррупционных правонарушений

Под коррупцией на государственной гражданской службе понимается незаконное исполь­зование государственным гражданским служащим своего должностного положения вопреки за­конным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде де­нег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Коррупционное правонарушение рассматривается действующим законодательством как отдельное проявление коррупции, влекущее за собой дисциплинар­ную, административную, уголовную или иную ответственность.

Коррупционным поведением государственного гражданского служащего считается такое действие или бездействие государственного гражданского служащего, которое в ситуации кон­фликта интересов создаёт условия для получения им доходов в виде денег, ценно­стей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имуществен­ных прав для себя или для третьих лиц.

Коррупционной является любая ситуация в профессиональной деятельности государственного гражданского служащего, создающая возможность нарушения запретов, огра­ничений и обязанностей, направленных на предупреждение коррупции (антикор­рупционных стандартов).

Государственному гражданскому служащему независимо от занимаемой должности государственной гражданской службы следует принимать меры антикоррупционной защиты, со­стоящие в предотвращении коррупционных ситуаций и их последствий.

Законодательство о противодействии коррупции и профессиональный долг обязывают государственного гражданского служащего уведомить представителя нанимателя (ра­ботодателя), органы прокуратуры и другие государственные органы обо всех слу­чаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению кор­рупционных правонарушений.

У государственного гражданского служащего должны быть сформированы навыки антикор­рупционного поведения путём сознательного восприятия им нравственных прин­ципов – ценностей государственной гражданской службы. Служение государству и обществу, законопослушность, верность, профессиональный долг составляют основу про­фессионально-этического стандарта государственного гражданского служащего.

Нравственные принципы – ценности государственной гражданской службы не позволяют государственному гражданскому служащему:

а) осуществлять предпринимательскую деятельность;

б) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных действующим за­конодательством;

в) приобретать в случаях, установленных действующим законодательством, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

г) выстраивать отношения личной заинтересованности с субъектами предпринимательской деятельности;

д) проявлять заинтересованность и (или) вмешиваться в споры субъектов предпринимательской деятельности за исключением случаев, установленных действующим законодательством;

е) составлять протекцию субъектам предпринимательской деятельности в личных, имущественных (финансовых) и иных корыстных целях;

ж) совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному ис­полнению должностных обязанностей;

з) предоставлять услуги, предусматривающие денежную или иную имущественную компенсацию, за исключением случаев, установленных действующим за­конодательством;

и) создавать условия для получения при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имуществен­ного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

 

2.     Действия государственного гражданского служащего

при возникновении конфликта интересов

 

Основные требования об урегулировании конфликта интересов предусмотрены как законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации, так и законодательством о противодействии коррупции.

 

Профессионально-этическое содержание конфликта интересов на государственной гражданской службе состоит в противоречии между профессиональным долгом и лич­ной заинтересованностью государственного гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей.

Под личной заинтересованностью государственного гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служеб­ных) обязанностей, понимается возможность получения государственным гражданским служа­щим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде де­нег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Для предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе нормы профессиональной этики обязывают государственного гражданского служащего:

а) сообщать непосредственному руководителю о личной заинтересованности при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая может привести к конфликту интересов;

б) принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов;

в) уведомить своего непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно;

г) принять меры по урегулированию возникшего конфликта интересов самостоятельно или по согласованию с непосредственным руководителем;

д) заявить самоотвод в случаях и порядке, установленных действующим законодательством;

е) передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с действующим законодательством.

Государственный гражданский служащий вправе с предварительным письменным уведом­лением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечёт за собой конфликт интересов и если иное не преду­смотрено Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Феде­рации».

Конфликт интересов, связанный с осуществлением государственным гражданским служа­щим его должностных обязанностей, может выражаться в следующем:

а) подготовка в пределах компетенции государственного гражданского служащего проектов правовых актов по вопросам регулирования, финансирования, контроля и надзора в соответствующей сфере с целью получения доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц;

б) нарушение государственным гражданским служащим требований законодательства, прав и законных интересов граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта РФ или муниципалитета при осуществлении надзорных и контрольных полномочий с целью получения доходов в виде денег, ценностей, иного имуще­ства или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц;

в) попытки оказать влияние на членов комиссии по размещению заказов для государственных нужд, необъективная оценка участников конкурсов с целью получения указанной выгоды для себя или третьих лиц;

г) использование служебной информации, не являющейся общедоступной, в том числе передача ее третьим лицам для получения указанной выгоды для себя или третьих лиц.

Уклонение государственного гражданского служащего от обязанности представлять пред­ставителю нанимателя (работодателю) сведения о доходах, расходах, об имуще­стве и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или не­полных сведений являются условием возникновения конфликта интересов на государственной гражданской службе.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного (служебного) положения государственного гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от ис­полнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта ин­тересов.

Представитель нанимателя (работодатель) обязан принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в случае, когда ему стало известно о личной заинтересованности государственного гражданского служащего, которая мо­жет привести к конфликту интересов. В целях исполнения данного требования об урегулировании конфликта интересов представитель нанимателя вправе:

а) усилить контроль за исполнением государственным гражданским служащим его должно­стных обязанностей;

б) исключить возможность участия государственного гражданского служащего в принятии решений по вопросам, с которыми связан конфликт интересов;

в) предложить государственному гражданскому служащего отказаться от выгоды, являю­щейся причиной возникновения конфликта интересов;

г) отстранить государственного гражданского служащего от замещаемой должности на пе­риод урегулирования конфликта интересов с сохранением денежного содержания;

д) принять иные меры по предложению государственного гражданского служащего или ко­миссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

 

3.     Порядок уведомления работодателя о фактах обращения

в целях склонения государственного гражданского служащего

к совершению коррупционных правонарушений

 

Государственный гражданский служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях непосредственного обращения к нему каких-либо лиц с целью скло­нения его к совершению коррупционных правонарушений, злоупотреблению слу­жебным положением, даче или получению взятки, злоупотреблению полномо­чиями, коммерческому подкупу, либо иному незаконному использованию своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг иму­щественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконного предоставления такой выгоды указанным лицам другими физическими лицами.

Уведомление заполняется и передается ответственному лицу органа исполнительной власти, наделенному функциями по профилактике коррупционных и иных правонарушений, незамедлительно, когда государственному гражданскому служащему стало известно о фактах склонения его к совершению коррупционного правона­рушения.

При нахождении государственного гражданского служащего не при исполнении служебных обязанностей и вне пределов места работы о факте склонения его к совершению коррупционного правонарушения и других фактах коррупционной направленно­сти, он обязан уведомить представителя нанимателя (работодателя) по любым доступным средствам связи, а по прибытии к месту службы оформить соответст­вующее уведомление в письменной форме. Отказ в принятии уведомления ответ­ственным лицом, наделенным функциями по профилактике коррупционных и иных правонарушений, недопустим.

Невыполнение государственным гражданским служащим должностной (служебной) обя­занности уведомлять представителя нанимателя (работодателя) о фактах обра­щения в целях склонения государственного гражданского служащего к совершению коррупци­онных правонарушений является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной гражданской службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципе признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина.

Совершая коррупционное правонарушение, государственный гражданский служащий на­рушает нравственные принципы – ценности государственной гражданской службы и нормы профессиональной этики: утрачивает доброе имя и честь, уважение и доверие со стороны граждан, дискредитирует органы власти.

Государственный гражданский служащий в случае обвинения его в совершении коррупци­онных правонарушений имеет право опровергнуть эти обвинения в порядке, уста­новленном действующим законодательством.

 

 

 

4.     Отношение государственного гражданского служащего к исполнению

неправомерного поручения

 

Профессиональная этика обязывает государственного гражданского служащего не испол­нять данное ему неправомерное поручение руководителя.

Исполнение неправомерного поручения руководителя государственным гражданским слу­жащим может создавать ситуации этической неопределенности и способствовать возникновению конфликта интересов на государственной гражданской службе.

Неправомерным поручением следует считать такое поручение, исполнение которого влечет нарушение положений законодательства Российской Федерации.

Государственный гражданский служащий при получении неправомерного поручения руко­водителя должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федера­ции, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и полу­чить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме.

Государственный гражданский служащий, получивший в письменной форме подтвержде­ние руководителем неправомерного поручения, обязан отказаться от его исполне­ния.

Государственный гражданский служащий, исполнивший неправомерное поручение руко­водителя, несёт дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

 

5.     Отношение государственного гражданского служащего к подаркам

и иным знакам внимания со стороны третьих лиц

 

Получение государственным гражданским служащим в связи с исполнением должностных (служебных) обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) может создавать ситуации этической неопределенности и способствовать возникновению конфликта интересов на государственной гражданской службе.

Государственный гражданский служащий не должен просить и принимать подарки, пред­назначенные для него или его родственников и близких, способные повлиять или создать видимость влияния на его беспристрастность, стать вознаграждением или создать видимость вознаграждения, имеющего отношение к выполняемым долж­ностным (служебным) обязанностям.

Государственный гражданский служащий может принимать подарки в связи с исполнением должностных (служебных) обязанностей, если это является частью протокольного или другого официального мероприятия, в связи с командировкой.

Подарки, полученные государственным гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными ме­роприятиями, признаются государственной собственностью и передаются государственным гражданским служащим по акту в орган исполнительной власти, в котором он за­мещает должность государственной гражданской службы, за исключением случаев, установлен­ных в следующем абзаце.

Обычные подарки, полученные государственным гражданским служащим в связи с прото­кольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими офици­альными мероприятиями, стоимость которых не превышает 3000 рублей, призна­ются его собственностью.

Общепринятое гостеприимство по признакам родства, землячества, дружеских отношений и получаемые в связи с этим подарки не должны создавать кон­фликта интересов на государственной гражданской службе.

В случае нарушения правил получения подарков государственный гражданский служащий попадает в реальную или мнимую зависимость от дарителя, что противоречит нормам профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения.

 

6.     Что нужно знать о взяточничестве

 

Одним из серьезнейших преступлений против государственной власти и интересов государственной гражданской службы является взяточничество, включающее в себя по­лучение (ст. 290 УК РФ) и дачу взятки (ст. 291 УК РФ), является тяжким преступ­лением, дестабилизирующим деятельность органов государственной власти, ор­ганов местного самоуправления и государственных гражданских служащих, подрывающим го­сударственную дисциплину, нарушающим охраняемые законом права и интересы граждан.

Предметом взятки могут быть любые материальные ценности: деньги, в том числе иностранная валюта, иные валютные ценности (например, чеки, аккредитивы), ценные бумаги (акции, облигации, складские свидетельства), драгоценные металлы (золото, серебро, платина) и драгоценные камни (алмазы, изумруды, сапфиры, рубины и др.), продовольственные и промышленные товары, недвижи­мое имущество, а также различного рода услуги имущественного характера, ока­зываемые взяткополучателю безвозмездно, хотя в принципе они подлежат оплате, или по явно заниженной стоимости. Это может быть предоставление санаторных или туристических путевок, проездных билетов, оплата расходов и развлечений должностного лица, производство ремонтных, строительных и других работ и т.д.

Взятка может быть завуалирована в виде банковской ссуды либо получения денег в долг или под видом погашения несуществующего долга лица посред­ством продажи-покупки ценных вещей за бесценок, по явно заниженной цене или, напротив, путём покупки-продажи вещи по явно завышенной цене.

Взятка может осуществляться путём заключения фиктивных трудовых соглашений и выплаты по ним взяткополучателю, его родственникам или иным до­веренным лицам заработной платы или премии за якобы произведенную ими ра­боту, оказанную техническую помощь, либо в виде завышенных гонораров за лекционную деятельность и литературные работы.

 

Получение взятки – одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).

        

Дача взятки – преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия), либо предоставлению, получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе.

 

Провокация взятки либо коммерческого подкупа, то есть попытка передачи должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусст­венного создания доказательств совершения преступления либо шантажа.

 

Коммерческий подкуп общие признаки преступного деяния при взяточничестве и коммерческом подкупе совпадают. Как и взяточничество, коммерческий подкуп имеет двуединый характер (дача и получение материальных ценностей или материальной выгоды). Как и при взяточничестве, разделяется ответствен­ность за передачу материальных ценностей и за их незаконное получение.

 

7.     Действия государственного гражданского служащего в ситуации

риска возникновения конфликта интересов или сомнения в возможности возникновения такого конфликта

 

Во всех случаях, когда государственный гражданский служащий сомневается в наличии или отсутствии риска возникновения конфликта интересов в своих действиях, а также в служебной деятельности подчинённых сотрудников, такому служащему необходимо обратиться за консультацией к ответственному за профилактику кор­рупционных и иных правонарушений. Он даёт консультацию для обеспечения правомерного поведения государственного гражданского служащего.

Государственный гражданский служащий сам должен стремиться любым образом избегать конфликтогенных ситуаций. Кроме того, служащий всегда должен исключать в своём поведении поступки, ставящие под сомнение его личную незаинтересован­ность, беспристрастность.

При возникновении ситуаций, связанных с возможным конфликтом интересов, служащий обязан немедленно информировать в письменном виде своего не­посредственного руководителя (своего начальника) о сложившейся ситуации. Об­стоятельства должны быть ясно и полно изложены служащим, все необходимые документы и материалы также должны быть представлены для принятия обосно­ванного решения.

Отвод (самоотвод) государственного гражданского служащего для предотвращения кон­фликта интересов может быть осуществлен, например, путём устранения от рас­смотрения того или иного обращения, от участия в проверке на определённой территории или в отношении определённого лица. Такие меры следует принимать в случаях, когда есть сомнение в объективности служащего при рассмотрении об­ращения, проведении проверки.

Инициативу в данном случае должен стремиться проявить как сам служащий, так и его руководитель.

Государственного гражданскому служащему следует в точности выполнять рекомендации ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений, а также решения комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Невыполнение рекомендаций может привести к совершению служащим коррупционного правонарушения и применению к нему мер ответственности (в слу­чае нарушения требований, касающихся конфликта интересов – увольнение в связи с утратой доверия).

 

 

8.     Увольнение в связи с утратой доверия

 

1. За совершение дисциплинарного проступка – неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей – представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение с государственной гражданской службы по соответствующим основаниям.

2. Государственный гражданский служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранён от исполнения должностных обязан­ностей с сохранением денежного содержания.

3. Государственный гражданский служащий подлежит увольнению с государственной гражданской службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, уста­новленных Федеральным законон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

4. При применении взысканий учитываются характер совершенного государственным гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятель­ства, при которых оно совершено, соблюдение государственным гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях про­тиводействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным гражданским служащим своих должностных обязанностей.

 

Гражданин после увольнения с государственной гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфи­денциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.


Информация:  Загрузить

Возврат к списку

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите CTRL+ENTER